Тритен Норбуце Понлоб Цангпа Тендзин Ринпоче

Его Святейшество Понлоп славного монастыря Тритен Норбуце Цангпа Тендзин Ринпоче родился в 1970 году у отца Юндрунг Пунцока и матери Келсанг Чокьи. Он рос, окруженный заботой родителей, сам присматривая за младшими детьми, от рождения имея ясный ум и большое доброе сердце. Он прошел обучение в городской школе, где основными занятиями были чтение и письмо, и в этих предметах прилежно усердствовал.

В 1986 году, когда на его родину впервые прибыл Его Святейшество Драгоценный Йонгдзин Лопон Тендзин Намдак Ринпоче, он, следуя наставлениям великого реализованного йогина Шераба Гелек Ринпоче (shes rab dge legs), пред Львом Речи Йонгдзином принял обеты новообращенного монаха и имя Цангпа Тендзин.

После этого у настоятеля монастыря Кьюнгкар Юндрунг Тенгье Линг (khyung dkar g.yung drung bstan rgyas gling) Тридзина Друбванга Шераб Гелека Ринпоче (khri 'dzin grub dbang shes rab dge legs) обучался бонским ритуалам, пению и последовательности, готовке торма, правилам чтения и ритму, игре на духовых, звону и прочим деталям.

Затем от Кенпо Ринпоче монастыря Тенгчен (steng chen) Озер Джинпы Пунцога ('od zer sbyin pa phun tshogs) получил передачу на основные очищающие практики нендро, а сверх того множество глубоких наставлений, ванги, лунги и руководства (к практике). Кроме того, от Гелонга монастыря Юнг Линг (g.yung ling) Шераба Тензина Ринпоче (shes rab bstan 'dzin) и многих других лам получил множество передач вангов, лунгов и тайных наставлений.

Достигши возраста 20 лет, был посвящен в философию (mtshan nyid) Лопоном монастыря Лунгкар (lung dkar) Драгоценным святым (монахом с совершенно чистыми обетами, дрансонг) Цултримом Намдаком (tshul khrim rnam dag). В течение следующих четырех лет в монастырях Кьюнгпо Риво Цедруг (khyung po rib o rtse drug) и Лунгкар Шентен Ринчен Линг (lung dkar gshen bstan rin chen gling) успешно обучался обобщению, доказательству и логическому выводу, Праджняпарамите, Абхидхарме, Винае (монашеской дисциплине) и прочим разделам священной традиции, преданно усердствовал в учении и получил также многие передачи вангов, лунгов и руководств по разделам глубинных учений сутры, тантры и ума.

В 1992 отправился за границу, опираясь на Владык Прибежища, двух ученых наставников (Менри Тридзина и Йонгдзина Ринпоче) вновь поступил в Шедру, колледж традиции Юндрунг Бон. Вплоть до 2001 года, сначала в монастыре Менри в Индии, затем в Тритен Норбуце в Непале, под руководством Владык Прибежища, двух ученых наставников, и под присмотром многих других мастеров эффективно обучался разделам Сутры, Тантры и Ума, а также наукам, и, помимо прочего, обогатил свой ум наставлениями, лунгами и вангами. В течение этих периодов учебы он сам преподавал в школе в младших классах и получил должность директора высшего колледжа Юндрунг Бон.

В 2001 году, завершив полный цикл обучения в монастыре Тритен Норбуце, был удостоен звания великого Геше. Так, продолжая преподавать в разных классах, он не прекращал своего обучения у Владыки Прибежища Йонгдзина Ринпоче.

Он широко известен своей добродетелью, умом и усердной практикой. Во время учебы он также нашел время, чтобы служить монашеской общине, организуя публикацию ежегодного журнала монастыря «Дрепо Белтам» («Проповедь старших», bgres po'i 'bel gtam). Заведуя библиотекой славного монастыря Тритен Норбуце, он исполнял множество обязанностей, контролировал издание и переиздание старых книг, занимался редактированием, написал множество книг, эссе, заметок, комментариев и предисловий. Названия некоторых работ: «Основные положения об уме и ментальных факторах» (sems dang sems ‘byung gi rnam bzhag gces btus), «Краткое объяснение разделов Четырех врат Бона» (lha bon sgo bzhi’i nang tshan bsang gi skor cung zad gleng ba), «Чистота божественного очищения и распространение очищения» (gtsang ma lha sel dang de las ‘phros pa’I sel gyi skor), «Восприятие, сознание, ум» (bla yid sems gsum gyi skor), «Толкование снов божества Едже Монпа» (ye rje smon pa’i rmi lam gyi skor), «Детальное объяснение колесницы милосердных бодхисаттв» (thugs rje sems dpa’i theg pa’i rnam bshad kyi skor), «Собрание в семи разделах об опыте однонаправленного видения и слушания» (nyams myong dang mthong thos phyogs gcig tu sbams pa’i yan lag bdun pa), «Некоторые рассуждения о возникновении сосуда и сока (мира и существ)» (snod bcud chags tshul skor las ‘phros pa’i bsam ‘char nyung ngu), «Краткая история тертона Сангака Лингпы» (gter ston gsang sngags gling pa’i lo rgyus snying bsdus su bkod pa), «Общий смысл двенадцати ритуалов» (cho gab cu gnyis kyi spyo don), «Заметки о распознании неведения в традиции совершенной тайной мантры» (sngags rdzogs lugs kyi ma rig ngos ‘dzin gyi zin tho), «Перечень восьми наставлений Материнской Тантры»  (ma rgyud khrid brgyad skor gyi zon tho).

В 2004 году он был назначен и возведен на трон как Понлоп монастыря с благословения Кьябдже 33-го Менри Тридзина Ринпоче, Кьябдже Йонгдзина Ринпоче и восседающего на троне Тритен Норбуце Кен Ринпоче Лунгтока Тенпа Юндрунга. Поныне он несет большую ответственность за поддержание высоких стандартов монашеского образования и дисциплины. С момента своего назначения Понлоб Цангпа Тензин Ринпоче служит традиции Бон, монастырю и ученикам своими знаниями, ведя блестящую преподавательскую деятельность.

В 2004 году выполнил затвор и рецитацию мантры божества мудрости Ча Кенгце. В 2006 году завершил 49-дневный темный ретрит. Также в течение месяца усердно упражнялся в практике  Пхова Джагурма («Радужный шатер»), выполняемой для других (практика лам). В 2013 году провел в затворничестве в интенсивной практике 50 дней, завершив приближение-достижение дакини Калпа Зангмо. Далее в 2014 году он повторно делал затвор по Ча Кенгце, чтобы завершить накопление рецитаций. Неотрывно он заботится о высоком образовании монахов, ежедневно читая лекции в Школе Диалектики. Он дарует учения, всегда отвечая на чаяния и просьбы всех учеников, внутри страны и за ее пределами.