Интервью с Арта Ламой Ринпоче в латвийском журнале «Психология для Нас»

В январе 2016 года в латвийском журнале «Психология для Нас» (Psiholoģija Mums) вышло интервью с Арта Ламой Ринпоче.

БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ

Разговор Марии Вациете с Арта Ламой Ринпоче
Psiholoģija Mums cover– Что вы могли бы рассказать о бон людям, которые никогда о нем не слышали?
– Бон – очень древняя традиция, которой более 18 тысяч лет, зародилась на Востоке, в регионе, что лежит к западу от Тибета. Изначально на территории Тибета существовала небуддийская шаманская традиция «донме бон», которая придерживалась таких принципов: для того, чтобы что-то получить, нужно принести жертву – и в жертву приносили различных животных. Считается, что в прошлом люди поддерживали связь с мирскими божествами (божествами местности, хранителями местности), могли видеть и слышать их, даже вступать с ними в браки и, судя по всему, эти божества требовали жертвоприношений. Когда Тонпа Шенраб пришел в Тибет и начал учить, то объяснял, что жертвоприношение – неправильный метод, так как это, прежде всего, подношение страдания. Ко всем существам необходимо относиться с любовью и состраданием, ведь существа обладают сознанием и чувствами, а убийство – это страдание. Это ключевой момент первых проповедей Тонпа Шенраба – запрет убийства. Новое учение, которое распространилось в Тибете, называлось Юндрунг Бон. Дословно на тибетском языке «юндрунг» означает «свастика», и это слово имеет несколько значений: «нерожденный» или «бесконечный», «непрерывный», а также «непогрешимый».
Первое учение, которое преподал Будда Тонпа Шенраб в Тибете – Четыре Колесницы Причины (гью бон ши) и, в первую очередь, – учение по медицине. Понимая, что люди много страдают от болезней, Тонпа Шенраб дал людям знания о лекарственных растениях и рецепты от различных заболеваний. Тем не менее, часто лекарства оказываются бессильны против болезней. Это связано с тем, что болезни могут быть вызваны не только внешними условиями (такими как плохое питание или климат), но также кармическими причинами, и также провокациями со стороны духов. В случае, когда лекарства не помогают, обращаются к астрологии или гаданию, эти знания также оставил тибетцам Тонпа Шенраб. В результате гадания или астрологических вычислений есть возможность выяснить, как помочь человеку, если не помогают лекарства. Для случаев, когда болезнь связана с провокациями со стороны духов, которые могут вредить даже не одному человеку, а целому роду из поколения в поколение, существуют специальные ритуалы. Человеческое тело, как и окружающая природа, состоит из пяти элементов: вода, воздух, огонь, земля и пространство. Чтобы привести элементы – внутренние и внешние – к балансу, равновесию, необходимы ритуалы, знания о которых также преподал Тонпа Шенраб. Кроме того, он научил людей, как понять, в каком из шести миров сансары человеку предстоит переродиться, как определить длительность жизни человека, какие препятствия могут быть в этой жизни и как преодолеть эти препятствия, чтобы прожить полноценную жизнь, избежав болезней и преждевременной смерти.
В Колесницы Причины также входит учение по астрологии, которое не связано с медициной, а касается определения местоположения звезд и планет, что позволяет предсказывать различные природные катаклизмы, погоду и т.п. Это знание в целом походит на современную науку.
Когда люди начали применять знания, которые дал им Тонпа Шенраб, и на практике убедились, что они помогают и приносят большую пользу, то прониклись большим доверием к учению Будды. 
Это то, что касается основных учений Четырех Колесниц Причины. Эти учения направлены на то, чтобы помочь людям в их текущей ситуации, улучшить условия этой жизни. Но Тонпа Шенраб даровал людям и другие учения – Пять колесниц Плода, пять разделов учений, направленных не только на текущую ситуацию, но и на то, чтобы дать существам возможность достичь окончательного, полного освобождения от страданий, достичь Просветления. Это учения Тантры и Дзогчен. Самой важной основой всех учений Тонпа Шенраба (как Колесниц Причины, так и Колесниц Плода) является принятие Прибежища в Просветленных существах и зарождение благого (просветленного) настроя, или бодхичитты, – устремления, направленного на то, чтобы все существа избавились от страданий. Что касается Тантры, вкратце методы этого раздела учений можно описать так: мы зарождаем «чистое» видение, визуализируем себя в форме божества, Йидама, в «чистом» теле божества, а не в обычном «нечистом» теле. Вершиной же всех Колесниц и учений, данных Буддой Тонпа Шенрабом, является учение Дзогчен, или Великое Совершенство. Дзогчен – самый быстрый путь к Просветлению. Если мы практикуем другие колесницы, в том числе Тантру – требуется много жизней для того, чтобы достичь Просветления. Дзогчен – самый быстрый путь, но для того чтобы идти по нему, требуются способности и большое усердие. Например, великий бонский мастер Тапихрица достиг результата за 9 лет. Видимым проявлением Плода практики Дзогчен является достижение Радужного Тела – когда во время смерти от материального тела либо ничего не остается, либо оно сжимается до очень маленьких размеров.
Некоторые сомневаются в том, что в наше время такое возможно, говорят о том, что это было доступно только великим мастерам древности, которые обладали великими способностями. Но это не так. И в наши дни мастера реализуют Радужное Тело, есть свидетельства этого. Например, мой учитель и родной дядя, Ньима Цултрим Ринпоче, сам достиг Радужного тела, а впоследствии два его ученика обрели этот Плод, это было уже в наши дни, последний из них ушел в Радужное тело два года назад. Во время обретения йогином Радужного тела, помимо уменьшения тела, возникает множество знаков, таких, например, как радуги. Зимой в Тибете обычно не бывает радуг, но когда уходил один из учеников Ньима Цултрима, была зима, и возникло множество радуг, а также были другие благоприятные знаки. Другие знаки – это, например, мягкие слабые землетрясения, когда немного дрожат здания, но нет разрушений, или знаки на небе – облака в форме свастик и других благоприятных символов. Мастер, о котором я говорю, еще не был кремирован, его уменьшенное тело находится в одном из монастырей Тибета, и там почти каждый день появляются радуги и другие благоприятные знаки.

– Как бон объясняет смысл человеческой жизни?
– Самая главная цель человеческой жизни – это принесение пользы другим, помощь другим существам, жить не только для себя, но для других существ, помочь всем существам в достижении счастья.

– А что такое счастье?
– Здесь все очень просто. Счастье – это все, что противоположно страданию. Счастье – это отсутствие страдания.

– А отчего что-то нехорошее может происходить в жизни человека?
– То, что происходит, может зависеть от различных обстоятельств, от целого ряда причин. Причины происходящего могут быть как кармического плана – когда какие-то наши прошлые действия (карма) могут влиять на происходящее, так и некие внешние факторы, под влиянием которых с нами происходит то или иное. Также на нас могут влиять духи. Но в целом, чтобы определить, почему происходят какие-либо неприятности, если неблагоприятные ситуации повторяются вновь и вновь, то можно провести определенные ритуалы (гадание мо, например) или посмотреть астрологическую карту человека – с помощью этих методов можно понять, в чем причина.


– Что нужно делать человеку, чтобы облегчить свою жизнь?
– Ключевой момент – это наше состояние ума. Когда случаются неприятности, человек может сказать: «Это ничего», – и двигаться дальше. Самое важное в любых обстоятельствах – какое состояние ума преобладает, каково наше настроение. Если мы можем совладать с трудными ситуациями, в любых обстоятельствах сохранять ум стабильным и счастливым, то и жизнь наша будет счастливой. Если же внешние неблагоприятные условия влияют на нас так, что наше состояние сразу меняется, портится, – то и жизнь наша несчастлива. Таким образом ум – доминирует. Сансара – это всегда двойственность: «плохое» – «хорошее». Но это не следует рассматривать как нечто незыблемое и трагическое, потому что сансара непостоянна, она не является чем-то постоянным. Если кто-то поступает плохо по отношению к нам – это требует терпения и хорошего отношения в ответ, ведь мы не одни страдаем в этом мире, есть огромное количество существ, которые страдают сильнее, чем мы. Поймите, что страдания других существ, подобных нам, возможно, больше, чем наши. В сансаре страдают все, а кто-то больше, чем мы – и осознание этого может облегчить наши страдания, помогает понять, что мы находимся не в самой плохой ситуации. Таким образом, главное – ум, который всегд является нашим ориентиром.

– На Западе большинство людей уверены в том, что жизнь только одна и после нее ничего нет. Что можно сказать таким людям?
– Прежде всего, есть примеры людей, которые помнят свою предыдущую жизнь – как правило, в детстве, – и помнят довольно много различных событий. Я сам в четырехлетнем возрасте помнил о событиях прошлой жизни, рассказывал о ней и даже встречался со своими прежними родственниками. Я также встречал других таких детей, которые помнили свои жизни. Многие их рассказы подтверждаются. Например, один из таких детей рассказывал о монастыре, в котором жил прежде и даже приводил точные цифры поголовья яков и овец – все его рассказы подтвердились. С возрастом эта память становится хуже и исчезает.
Второе, что можно сказать – мы все спим и видим сны, во время которых происходит множество событий, и во сне мы действительно верим, что все происходящее  реально. Но когда мы просыпаемся, то понимаем, что это был сон. Это может быть примером того, что у нас бывают разные состояния сознания.
В-третьих, есть закон причины и следствия, закон кармы. Люди, которые отвергают мысль о прежних и будущих жизнях, по сути, отвергают и закон взаимозависимости. Не понимая и отвергая закон кармы, человек отвергает связь между прошлым и будущим. Современные ученые все чаще говорят о том, что все не заканчивается со смертью тела. Например, американский врач и ученый Роберт Поль Ланца, профессор в Институте регенеративной медицины (Institute for Regenerative Medicine) Медицинской школы Университета Вэйк Форест (Wake Forest University School of Medicine), пришел к выводу, что после смерти человека сознание не умирает, физическая смерть мозга не влечет за собой окончание восприятия, восприятие остается. И когда тело умирает, а сознание остается, что же тогда происходит? Смерть – это не конец, после нее следует продолжение. И ученые уже доказали это.

– Важно ли то, как человек умирает?
– В процессе умирания очень важно состояние нашего ума и в целом наше отношение к смерти. Кто-то умирает от серьезных заболеваний и испытывает огромные страдания, кто-то может испытывать сильное беспокойство о том, что будет с его собственностью, кому она останется в наследство и так далее. Мы также переживаем разлуку с близкими, которых очень любим. Все это создает боль. Освободиться от всех этих связей и цепляний, отпустить это, оставить все привязанности и уйти со спокойным умом – очень важно. Кроме того, во время смерти очень важно уходить с правильным знанием и пониманием, что мы ничего не сможем забрать с собой, ни деньги, ни имущество, которые принадлежали нам в этой жизни. Мы не сможем это забрать, и в момент смерти оно нам не поможет. Единственное, что поможет – это наработанный опыт с точки зрения духовной практики. Если мы практиковали и у нас есть опыт осознанности – это обязательно поможет. Если же такого опыта и практики у нас нет, то мы в незавидном положении.

– Учитель, что вы могли бы пожелать читателям нашего журнала?
– Я человек из другой культуры, у нас разное окружение и разные сферы деятельности, но я могу посоветовать вам никогда не оставлять своих поисков и желания научиться чему-то новому, потому что знания – это то, что нам действительно помогает, они очень важны. Это относится также и к духовной сфере – продолжайте анализировать и размышлять, обучаться новому. И второе – научитесь быть благодарными другим людям и существам. Они играют большую роль в нашей жизни, без них мы не смогли бы иметь тех условий в нашей жизни, которые имеем, – кто готовил бы нам еду, строил дома и так далее? Очень важно не забывать об этом и ценить доброту других существ. Человеческая жизнь есть величайшее сокровище, поэтому важно быть аккуратными и стараться приносить другим пользу. На Земле многое зависит напрямую от человеческой деятельности, поэтому мы должны нести ответственность за то, что делаем и за то, как относимся друг к другу. В XX веке было множество плохих событий, в том числе большое количество войн. И XXI век должен быть изменен в лучшую сторону. Поймите, что все плохое, как и все хорошее, было сотворено людьми. Следует понимать, что от каждого из нас зависит очень много.

Спасибо! Это действительно очень важно.

Вы можете скачать пдф на языке оригинала:

Оригинал статьи