Биография

Арта Лама Ринпоче (Цултрим Намгьял Ринпоче) впервые получил счастливую возможность войти во врата учения Бон, когда истинный йогин Ньима Цултрим Ринпоче прибыл на свою родину. Благодаря доброте этого святого Арта Лама получил наставления по обычным предварительным практикам и множество раз получал особые глубокие наставления по дзогчен, обретя таким образом благую возможность практиковать. В 1985 году Арта Лама Ринпоче принял монашеские обеты. В 1986 году вместе с ламой Ньима Цултримом Ринпоче он побывал в священном месте на горе Кайлаш, где совершал простирания и выполнил тринадцать обхождений кора. После этого он поступил в монастырь Менри. В то время у мастера Кунзанг Лодо из монастыря Юнлинг он изучал Дудра, у Шераба Чогдена – объяснения по Мар йиг [язык Шанг-Шунг], Пунгсо [язык Тагзиг] и Ленвар [санскрит и варту]. В Хор Драчен у Ракши Токдена и Беру Тогдена он получил множество посвящений, передач и глубоких наставлений.

В монастырях Чунгпо Рице Друкгон и Хор Етха Лунгкар Гон у наставника Трансонга Юндрунга Ринпоче он изучал философию и также поступил в школу практики Друбдра Шардза, где изучал обширную и краткую Винаю и получал множество комментариев,  посвящений, передач и наставлений на Е-три и Драк. У Цедрук Кхен Ринпоче, Косэ Тулку, он получил четыре посвящения Секхар Чокнга, четыре особых посвящения Нового Бон и большую часть других посвящений. У кхенпо Цукпху Цултрима он получил передачу на Шанг-Шунг Ньенгью и изучал особые рушены (разделение видимостей сансары и нирваны), цалунг (практики ветров и каналов) и прочее. У отшельника Еше Гьялцена он получил несколько комментариев по Тогалу и по проведению темного ретрита. У йогина Намкха Гьялцена он получил множество передач и комментариев. Также поднес ему некоторые наставления, такие как Ньямгью и прочее.

У Кхаво Тогдена Ринпоче он получил передачу на Гьялве Калунг Ченмо и передачу на свод текстов Друбкор Мангдаг. Также у своего отца Еше Сопы он изучал множество ритуалов и практик. В монастыре Пацанг у Йонгдзина Ринпоче, Кхаво Тодена Ринпоче, Пала Дава Гьялцена Ринпоче он получил чистые обеты гелонга. После этого в монастыре Тромцанг для Ламы Йонтена Гьямцо с учениками и в уединенном месте Ньямсел для Ламы Ури с братьями и других давал учения по практикам цалунг и туммо. Затем, построив домик для затворничества, в течение нескольких лет старательно выполнял множество практик.

В 1999 году он поступил в отделение школы практики Друбдра Тритен Норбуце в Непале, у Кьябдже Йонгдзина Ринпоче и у настоятеля Кхен Ринпоче этой школы получал комментарии, передачи, посвящения и наставления по четырем разделам наивысших текстов, таким как Мапу, Чалак и другим, по сутре, тантре и дзогчену. У 33-го Кьябдже Менри Тризина Ринпоче он получил высшие посвящения Шераб Лхачог и Часе Кенгце.  Также, опираясь на других учителей, он досконально изучал разделы грамматики Сумчупа, Такджук и Даг йиг, астрологию, поэзию, построение мандал и прочее.

В 2007 году несколько последователей пригласили его в Россию, где в течение года он давал множество учений по дзогчену, туммо, лоджонгу и другим практикам.

(Написано издателем и другом Ринпоче Трангсонгом Намгьялом в 2008 году.)

В настоящее время Драгоценный Учитель живет и практикует в Москве, дает различные наставления по практике своим ученикам, ведет активную деятельность по созданию русской бонской общины и руководит строительством первого в России центра по изучению традиции Бон.