Кьябдже Тридцать третий Менри Тридзин Ринпоче
Лунгток Тенпей Ньима родился в Тибете в 1929 году в городке под названием Кьянцанг (skyang tshang) в Шаркхоге (shar khog) на юго-востоке Амдо (ныне Сычуань). Шаркхог также называют Зунгчу (zung chu), сейчас этот регион известен как Сонгпан.
Его отца звали Янг Гьяло (yang rgyal lo) из семьи Чжондонг Цанг (ljong sdong tshang). Имя его матери Баронгза Цомо (ba rong za mtsho mo), что означает «Цомо, Госпожа Баронг». Пятый из шести детей, он получил имя Лама Тхар (bla ma thar). В возрасте 7 лет он начал изучать тибетское чтение и письмо под руководством Чжацанга Сунгтхара (bya tshang srungs thar). В 13 лет он начал изучать ритуалы традиции Бон, а под руководством Тенпа Лхундруба (bstan pa lhun grub) начал заниматься тибетской медициной, пойдя по стопам своего старшего брата Янга Цультрима (yang tshul khrims).
Когда ему было 17 Шераб Тенпей Гьялцен (shes rab bstan pa'i rgyal mtshan), лама монастыря Кьянцанг (skyang tshang dgon), также известного как Пхунцог Даргье Линг (phun tshogs dar rgyas gling), даровал ему обеты новообращенного монаха и дал имя Шераб Намдаг (shes rab rnam dag). В то же время он начал изучать философию и логику традиции Бон под руководством Хорва Друнгрампы Тендзина Лодро Гьяцо (hor ba drung rams pa bstan 'dzin blo gros rgya mtsho, (1889‒1975), главного учителя (лопона) монастыря Кьянцанг.
В возрасте 25 лет он получил степень Геше. После окончания учебы мастер Тендзин Лодро Гьяцо отправил его во дворец царя Трокьяба (khro skyabs) в одном из 18 княжеств Гьялронг (rgyal rong), что было связано с долгим и опасным путешествием пешком. В его задачи входило собрать полный бонский канон (Канджур), состоящий из более чем 200 томов, напечатанных с помощью деревянных блоков (традиционный тибетский тип книги, печа), которые хранились во дворце Трокьяб. С помощью средств, которые предоставил его мастер, он смог напечатать бонский канон и доставить обратно в монастырь Кьянцанг, снова пешком.
В 1955 году в возрасте 27 лет, с благословения своего мастера, Лунгток Тенпей Ньима отправился в Лхасу. В следующем году он отправился повидать Алага Нангсала Намке Гьялцена (a lags snang gsal nam mkha’ rgyal mtshan) в Дзе Адраг (rdza a drag), недалеко от Нагчукха (nag chu kha). В том же году он отправился в Дрепунг ('bras spungs), знаменитый гелугпинский монастырь рядом с Лхасой, для изучения буддийских философии и логики, что, конечно же, помогли ему расширить свои знания в отношении других тибетских религиозных традиций. Пока он учился в Дрепунге, он начал обучать астрологии молодого мирянина из лхасской благородной семьи. Предполагалось, что другие молодые ученики-миряне вскоре присоединятся к этому мирянину. Однако в марте 1959 года монашеская жизнь в Дрепунге была внезапно прервана тибетским восстанием против Китайской оккупации.
Он бежал в Индию через Непал, где, будучи беженцем, вместе с Кармей Самтен Гьялценом (mkhar rme'u bsam gtan rgyal mtshan, р. 1936) издавал бонские тексты, часть которых собственноручно привез из Тибета. В поисках большего количества текстов, которые требовали переиздания, он отправился из Индии в местность Долпо, что на северо-западе Непала. Именно в Долпо он повстречался с профессором Дэвидом Снэллгроувом (1920‒2016), который занимался там выездной работой и искал тибетцев, которые могли быть заинтересованы в работе с ним в Школе восточных и африканских исследований Лондонского университета. Снэллгроув получил гранты «Специального фонда тибетских исследований», которые Фонд Рокфеллера выделил для своей гуманитарной программы в 1960 году и которые давали возможность пригласить тибетских беженцев из Индии. Дэвид Снэллгроув пригласил Лунгтока Тенпей Ньиму вместе с его коллегами Лопоном Тендзином Намдаком (slob dpon bstan 'dzin rnam dag) и Самтеном Кармеем в Лондон в 1961 году.
В Лондоне Лунгток Тенпей Ньима заинтересовался жизнью христианских монахов. Его привлекла та самодостаточность, с которой христианские монахи вели жизнь в своих монастырях и, видимо, он были первым тибетским монахом, который так подробно изучал жизнь монахов-христиан. Он посетил аббатство Куорр на острове Уайт, католический бенедиктинский монастырь, и был восхищен продуктами питания, которые производили сами монахи на монастырской территории. Кроме того, он посетил другие христианские монастыри в Великобритании, а также те, что были на горе Афон в Греции. Венцом его знакомства с христианской монашеской традицией стала частная аудиенция с Папой Павлом VI в Ватикане в 1964 году, на которой он получил в подарок серебряную медаль. Он был первым тибетским монахом, который встретился с папой.
Тесное знакомство с западной христианской монастырской традицией оказало значительное влияние на то, как позднее он организовал жизнь в собственном бонском монастыре в Доланджи (Химачал Прадеш, Индия). В том же году он вернулся в Индию, чтобы принять участие в учреждении школы для детей тибетских беженцев в Массури при содействии британской благотворительной организации «Окенден Венчур», но вскоре был приглашен для работы с профессором Пером Кваерном (р. 1945) в Университете Осло. В то время как он был в Осло, в 1968 году, сам того не зная, он был избран по жребию как настоятель монастыря Менри (sman ri dgon) индийским сообществом беженцев-бонпо. Так он стал 33 Менри Тридзином, держателем трона Менри. При возведении на трон он получил имя Лунгток Тенпей Ньима.
Монастырь Менри был полностью разрушен во время Китайской культурной революции конца 1960-х годов. Начиная с 1970 года Лунгток Тенпей Ньима строил новый монастырь Менри в Доланджи, который спустя 10 лет стал процветающим монастырем, насчитывающим более 300 студентов-монахов, прибывших из Центрального Тибета, Амдо, Кхама, Нгари, Долпо, Монголии и тибетского сообщества в Индии. Менри Тридзин взял на себя роль администратора, а не педагога. Монахи проходят здесь 8-летний курс философии и логики, изучают то, что известно как «пять наук» (rig gnas lnga), так же как и учения Тантры и Дзогчена, в конечном итоге получая степень Геше, которая официально признана Тибетским правительством в изгнании. На 2017 год в монастыре высшее образование со степенью Геше получили уже 122 монаха.
Лунгток Тенпей Ньима призвал около тридцати из этих выпускников вернуться назад в Тибет, когда это стало возможным в начале 80-х годов, чтобы помочь восстанавливать монастыри, разрушенные во время Культурной революции. Это оказало долгосрочное благотворное воздействие в плане восстановления того, что казалось утерянным не только для бонпо, но и для тибетцев в целом. Дабы укрепить это начинание, Менри Тридзин сам возглавил своих студентов, направляя их на столь важную миссию, отправившись в Тибет в 1994 и 1996 годах.
Сосуществование буддистов и бонцев в Тибете никогда не было спокойным, за века насчитывая множество случаев нетерпимости и дискриминации. В декрете, выпущенном в 1679, Пятый Далай-лама Нгаванг Лобзанг Гьямцо (ngag dbang blo bzang rgya mtsho, 1617‒1682) ясно признал традицию Бон как официальную религию Тибета, поощряя таким образом терпимость и взаимопонимание. В 1988 году Лунгток Тенпей Ньима пригласил Четырнадцатого Далай-ламу Тендзина Гьямцо (ta la'i bla ma 14 bstan 'dzin rgya mtsho, р. 1935) в Монастырь Менри в Доланджи, и сотрудничал с ним, способствуя доброжелательности между двумя сообществами (буддизмом и боном). Далай-лама вновь посетил монастырь в 2007 году для открытия новой монастырской библиотеки, в которой разместились как буддийский, так и бонский Каноны, а также рукописные и печатные тексты, собранные и привезенные из Тибета Лунгтоком Тенпей Ньимой.
В 2001 году Менри Тридзин основал женский монастырь Ратна Менлинг (rat na sman gling) возле монастыря Менри в Индии. Более пятидесяти монахинь в настоящее время изучают аналогичный курс, что и монахи.
В 2016 году у Лунгтока Тенпей Ньимы ослабло здоровье, он посетил Соединенные Штаты, где ему оказывали медицинскую помощь. Несмотря на кратковременное улучшение, 14 сентября 2017 года 33-й Менри Тридзин Лунгток Тенпей Нима покинул свое тело в монастыре Менри в окружении близких учеников. Ему было восемьдесят девять лет.
Отдавая дань уважения покойному, как принято у тибетцев, XIV Далай-лама писал: «Сейчас, в этот самый слабый и беспомощный период политической и религиозной истории Тибета, мы разделили нашу радость и печаль вместе, как беженцы. Он неустанно служил, устремляя свои деяния на пользу политическим и религиозным интересам Тибета. Несколько месяцев назад, когда я был в Дели, он приехал повидаться со мной и поделиться своими мыслями по многим важным общественным и частным вопросам. Я искренне опечален, а его слова вновь и вновь всплывают в моей памяти».
Написал Самтен Кармей, заслуженный директор по исследованиям Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже.
Опубликовано в декабре 2017 года.