Кьябдже Менри Йонгдзин Маве Вангпо Ринпоче
Достопочтенный Йонгдзин Лопон Тензин Намдак Ринпоче — знаток и практик традиции Бон (в частности Дзогчена и Ма Гью, или Материнской Tантры), обладающий большим опытом, а также самый выдающийся ученый и эксперт по Бону за пределами Тибета. С 1960-х годов он был в числе первых ученых, занимавшихся возрождением культуры бонпо среди тибетцев, живущих в изгнании в Индии и Непале, где организовал бонские общины и монашеские учебные заведения.
Лопон Ринпоче родился в 1926 году в Кьюнгпо Карру в районе Кьюнгпо провинции Кхам в восточном Тибете. Его отец был фермером, владевшим землей в районе Чамдо, где держал множество яков, овец, лошадей, коз, собак и других животных. В возрасте семи лет, в 1933 году, Ринпоче поступил в местный монастырь Тенгчен, что находился в том же районе. Его дядя, Калзанг Цултрим (bskal bzang tshul khrims), был там умдзе (запевалой), одним из монахов-мастеров по песнопениям.
Монастырь Тенгчен принадлежал к традиции Старого Бона, Бон Ньингма, иначе известного как Юндрунг Бон, в отличие от Нового Бона, Бон Сарма, и имел тесную связь с монастырями Менри и Юндрунг Линг в центральном Тибете. В то время в Тенгчене была единственная во всем районе школа, здесь юный Лопон Ринпоче учился читать и писать, тем самым положив начало своему обширному образованию. В этом же монастыре он принял монашеские обеты, когда ему исполнилось 14 лет. В 1941 году, когда ему было 15, Лопон Ринпоче ездил со своим дядей в Юндрунг Линг, один из двух ведущих бонских монастырей в центральном Тибете. Выходец из семьи, известной своими многочисленными художниками, с 1941 по 1943 годы он в основном был занят тем, что помогал расписывать стены в новом храме этого монастыря. С 11-летнего возраста Лопон был подготовлен как художник и живописец, и это обучение рисованию и живописи служило ему на протяжении всей его жизни.
В 1944 году в возрасте 18 лет он отправился в паломничество в Непал с двумя другими монахами. Сначала они посетили Солу-Кхумбу, а затем Катманду, где он медитировал на святом холме Сваямбунатх в западной части долины, в месте, которое когда-то было отмечено милостью и благословением от присутствия самого Будды Тонпа Шенраба. Лопон Ринпоче вернулся в Тибет через Покхару и Мустанг (последний также является районом поселения бонпо в Непале). Оттуда он продолжил паломничество к горе Кайлас в район Западного Тибета, который расположен в сердце древнего царства Шанг-Шунг.
В 1945 году Лопон Ринпоче вернулся в Юндрунг Линг, чтобы начать изучение философии (mtshan nyid). С 1945 по 1950 год он в основном вел жизнь отшельника со своим наставником и мастером Гангру Цултримом Гьялценом Ринпоче (sGang ru Tshul khrim srgyal mtshan). Этот мастер был чрезвычайно сведущим ламой традиции Бон и в течение примерно восемнадцати лет находился с Лопоном в монастыре Юндрунг Линг. Покинув монастырь для уединения, Гангру Ринпоче жил в пещере для медитаций на озере Намцо в северном Тибете. Молодой Лопон Ринпоче жил в пещере со своим мастером четыре года. С мастером он изучал те же предметы, что и в Юндрунг Линге, а именно: грамматику (sgra), поэтику (snyan ngag), монашеские дисциплины ('dul ba), космологию (mdzod phug) и ступени на пути к просветлению (sa lam).
Следуя совету своего учителя, в 1950 году он отправился в Монастырь Менри в провинции Цанг, недалеко от монастыря Сакья в Центральном Тибете, чтобы завершить свое обучение в рамках подготовки к экзамену Геше (dge bshes, тибетский эквивалент доктора философии). Здесь он прошел полный курс обучения. В это время его главным учителем был Лопон Сангье Тендзин (slob dpon Sangs rgyas bstan 'dzin). В Менри он изучал грамматику тибетского языка и санскрита, поэзию, астрологию и медицину, а также пение и ритуалы. Сверх того его обучение включало Праджнапарамиту, философию Мадхьямаки, Абхидхарму, Винаю, Тантру и Дзогчен. В 1953 году относительно молодым, в возрасте 27 лет, он сдал экзамены и получил степень Геше в Монастыре Менри. В том же году, благодаря выдающейся учебе и эрудиции, он был избран на должность Лопона, главного преподавателя для академического курса обучения в монастыре, сменив на этом посту своего мастера Лопона Сангье Тензина. С 1953 по 1957 год он оставался на этой должности, покинув монастырь лишь в тот год, когда конфликт между тибетцами и китайскими коммунистами в центральном Тибете достиг своего апогея. До 1960 года он оставался в монастыре Сежиг на озере Дангра в северном Тибете. 10 марта 1959 года произошло Лхасское восстание против китайского коммунистического правления. Многие из самых известных ныне живущих лам Тибета были вынуждены бежать со своей родины в Индию и Непал. В 1960 году, после длительного уединения, Лопон Ринпоче также пытался бежать, ища убежище в Индии. Но по пути на юг он был ранен китайскими солдатами и заключен в китайскую военную тюрьму, где провел 10 месяцев, претерпев тяжелые испытания. Наконец, он смог убежать, ведя за собой небольшую группу монахов. Они передвигались ночью и прятались днем на протяжении примерно 22-х дней, пока не добрались до безопасного Непала через маленькое королевство Ло, или Мустанг.
Наконец попав в Катманду, Лопон Ринпоче остался на несколько месяцев в монастыре Наджин (gna'-sbyin). В 1961 году, будучи в Катманду, Лопон встретился и подружился со знаменитым английским тибетологом доктором Дэвидом Снеллгроувом из Лондонского университета, который пригласил его в Лондон вместе с Геше Сангье Тензином Чжондонгом (будущим 33 настоятелем Менри) и Геше Самтеном Кармеем. Получив Грант Фонда Рокфеллера по программе приглашенных ученых, Лопон приехал сначала в Лондонский университет, а затем некоторое время проживал в университете Кембриджа. К концу своего пребывания в Англии, он совершил затворничество в бенедиктинском монастыре на острове Уайт.
Сотрудничество с профессором Снеллгроувом привело к публикации в 1967 году в Оксфордском университете «Девяти путей Бон», которые содержат переведенные выдержки из знаменитой «Зи-Джи» — самой обширной агиографии Будды Тонпа Шенраба. Это было первое научное исследование традиции Бон на основе оригинальных источников на западном языке. Лопон Ринпоче жил в Англии на протяжении трех лет (с 1961 по 1964 год).
В 1964 году Лопон вернулся в Индию, где в дальнейшем был занят в качестве тибетского эксперта в Американской Библиотеке Конгресса в Нью-Дели, где в рамках программы PL 480 американское правительство закупило разнообразные книги, опубликованные в Индии на четырнадцати разных языках, включая тибетский. Проект закупки тибетских текстов совершался под наблюдением знаменитого тибетолога Э. Юджина Смита из Вашингтонского университета, известного центра по исследованиям Тибета в Соединенных Штатах. Мистер Смит с самого начала был ответственен за содействие тибетским ламам, включая Лопона Ринпоче, помогая переиздавать тибетские тексты путем фотоофсетной печати в Индии. Эта программа гарантировала, что драгоценные тексты не будут утеряны как для Тибета, так и всего мира.
Будучи в Нью-Дели, Лопон познакомился с доктором Локеш Чандра из Международной академии индийской культуры, их сотрудничество привело к публикации фотоофсетным способом одного текста, сделанного в Менри старинным способом печати на деревянных блоках. Это была антология, или сборник текстов из Шанг-Шунг Ньен Гью (Линии передачи посредством слушания из Шанг-Шунга). Антология была опубликована в Нью-Дели в 1968 году под названием «История и доктрина бонской ниспанна-йоги».
Среди почти ста тысяч тибетских беженцев, которые скрылись от китайской коммунистической оккупации Тибета, было небольшое число бонпо. После побега из провинции Цанг монахи из монастыря Менри (который был полностью уничтожен красными войсками во время Культурной Революции, вдохновленной председателем Мао Цзэдуном) оказались в районе Кулу-Манали округа Химачал-Прадеш в северо-западной Индии. Истощенные и обнищавшие, они были вынуждены работать как дорожные рабочие, чтобы обеспечить свое существование. Среди них был Шераб Лодро (Shes rab blo gros), 32-й настоятель монастыря Менри (1935‒1963). Изнурительные дорожные работы и тяжелый чужеземный климат подрывали здоровье монахов, которые умирали или страдали от тяжелых болезней, как и сам духовный глава.
В 1964 году, когда Лопон Тензин Намдак вернулся в Индию, он взял на себя задачу по сбору средств и поиску земли, чтобы создать поселение бонпо на севере Индии. С 1964 по 1967 годы Лопон отчаянно работал, чтобы сохранить культуру бонпо, живущих в изгнании. В 1967 году благодаря финансовой помощи «Католической службы помощи», он купил часть неразработанных лесных земель в Доланджи, недалеко от Солана в Химачал-Прадеше, и начал создавать там поселение. Первые семьи бонпо, которые поселились там, изначально жили в палатках на расчищенной земле. Позднее неподалеку расположился и новый монастырь.
В 1967 году поселение официально было зарегистрировано в Правительстве Индии под названием «Тибетский фонд бонпо» (Tibetan Bonpo Foundation). Около семидесяти семей переехали туда из Манали, каждый получил дом и небольшой участок земли, размер которой зависел от количества людей в семье. «Тибетский фонд бонпо» обладает своей собственной конституцией и администрацией, а обязанности президента исполняет духовный глава (Тридзин) Менри. Новому поселению в Доланджи было присвоено имя Тобгьял Сарпа, или Новый Тобгьял (thob-rgyal gsar-pa), по названию деревни Тобгьял в провинции Цанг, которая находилась рядом с первоначальным местоположением монастыря Менри. Однако большинство тибетцев в новое поселение пришли из района горы Кайлас и Верхнего Цанга на западе, а также из местностей Хор, Конгпо, Дерге, Амдо и Гьяронг на востоке.
После смерти Шераба Лодро, 32-го настоятеля Менри в 1963 году, духовным главой бонпо в изгнании стал настоятель Юндрунг Линга, второго важного бонского монастыря в центральном Тибете. Он пришел в Доланджи в 1967 году вместе с группой монахов, основав новое монашеское сообщество, возведя небольшие дома и скромный храм для религиозных служб. В 1969 году глава Юндрунг Линга организовал церемонию, чтобы найти преемника умершего духовного лидера Менри, который будет избран с помощью жребия. Имена были помещены в вазу, божествам Бон вознесли молитвы, а вазу встряхивали до тех пор, пока из нее не выпало имя. Выбор пал на Чжондонга Сангье Тензина (ljong ldong Sangs rgyas bstan 'dzin), который стал 33-м духовным главой монастыря Таши Менри. В то время Сангье Тензин работал в Университете Осло в Норвегии, сотрудничая со знаменитым тибетологом, доктором Пером Кваерном. До конца года он и настоятель Юндрунг Линга вместе работали над монастырской программой. После смерти настоятеля Чжондонг Сангье Тензин принял духовное лидерство Бонпо в изгнании. Было построено много домов, а также библиотека и резиденция настоятеля (bla brang). Монашеская жизнь была организована по законам Винаи (монашеский свод правил). В 1969 году был заложен фундамент главного храма, строительство которого закончилось в 1978 году. Этот храм получил название Пал Шентен Менри Линг (dpal gshen bstan sman ri gling). Весь комплекс был определен как Монастырский центр Бон, который стал частью «Тибетского фонда бонпо». В то время это был единственный бонский монастырь в Индии.
Лопон совершил второй визит в Европу в 1969 году по приглашению профессора Хельмута Хоффмана из Мюнхенского Университета. В качестве приглашенного ученого он внес вклад в составление монументального тибетско-германо-английского словаря, который предстояло опубликовать. Лопон оставался в Мюнхене в течение 7 месяцев.
С 1967 года, когда первые монахи прибыли в Доланджи, преподавал в основном Лопон Сангье Тензин, прежний мастер-преподаватель монастыря Менри в Тибете, а помогал ему его преемник, Лопон Тензин Намдак, основатель поселка в Доланджи. С 1970 по 1979 Лопон Ринпоче продолжал преподавать и писать, находясь в Монастырском центре бонпо, кроме того он много занимался изданием книг и опубликовал огромное количество важных бонских текстов в Нью-Дели. Из-за различных трудностей, особенно из-за отсутствия основных канонических книг, преподавание было неполным и состояло в основном из обучения молодых монахов практикам Дзогчен, в особенности Шанг-Шунг Ньен Гью, линии, которая, по мнению обоих Лопонов, имела первостепенное значение. В 1977 году, когда Лопон Сангье Тензин умер после затяжной болезни, Лопон Тензин Намдак был назначен ответственным за обучение молодого поколения монахов. В следующем году он провел погребение и посмертные обряды для его учителя Лопона Сангье Тензина.
К 1978 году достаточное количество важных бонских текстов было опубликовано, многие из которых были взяты из собрания монастыря Самлинг в Долпо (в Непале) и переизданы в Нью-Дели. Теперь вокруг этого корпуса текстов мог быть организован курс обучения. Кроме того, стали доступны для использования помещения, рассчитанные под учебные комнаты. Таким образом, Школа диалектики (или Шедра, bshad grwa) была основана в 1978 году под руководством Лопона Ринпоче, который служил одним из двух профессоров в колледже. Официально учебное заведение называлось Юндрунг Бон Шедруб Лобньер Дуде (Монастырская школа теории и практики Вечного Бона). В том же году начался полный курс академического обучения, а в 1986 году закончили обучение первые монахи.
В 1978 году Лопон Ринпоче вместе с новым духовным главой, Чжондонгом Сангье Тендзином, посетили Его Святейшество Далай-ламу, главу Тибетского правительства в изгнании в Дхарамсале, чтобы сообщить ему о целях создания поселения Бон в Доланджи и Колледжа Лам, или Школы Диалектики, используя девятилетнюю программу обучения Геше. Кроме того, они попросили Тибетское правительство в изгнании официально признать Менри Тридзина Ринпоче, настоятеля монастыря Менри и главу школы Бон в целом среди тибетцев. Таким образом Чжондонг Сангье Тензин стал духовным главой или 33-м лидером Менри под именем Достославного Кьябдже Лунгтока Тенпей Ньимы (sKyabs rje lung rtogs bstan pa'i nyi ma dpal bzang po). Поначалу Его Святейшество жил в Доланджи, но впоследствии неоднократно посещал Запад. Более того, Его Святейшество Далай-лама и его Правительство официально признали Бон как пятую тибетскую школу и дали представительство в Совете по делам религий в Дхарамсале.
В 1978 году Намкай Норбу Ринпоче вместе с группой итальянских студентов приехал с визитом в Доланджи и, из-за своего большого внесектарного интереса к Дзогчену, испросил у Лопона посвящение на Шанг-Шунг Мери, йидама (божества медитации), тесно связананного с линией Шанг-Шунг Ньен Гью. Это была личная тантрическая практика самого Гьерпунга. Согласно обычаю, требовалось получение этого уполномачивания (посвящения) перед введением в практику Дзогчен линии Шанг-Шунга.
Годы спустя, когда Лопон посетил Меригар, ретритный центр Норбу Ринпоче в горах Тосканы к северу от Рима, он дал полный лунг, или священное разрешение Норбу Ринпоче и его ученикам в Дзогчен Общине. С 1976 по 1986 года Лопон Ринпоче обучал молодых монахов в Доланджи и сам написал несколько текстов, в том числе некоторые которые используются в школе диалектики.
В 1986 году по завершению девятилетнего обучения в Доланджи первым шести молодым монахам была присуждена степень Геше. В течение трех лет Лопон Сангье Тензин преподавал учения Дзогчен Шанг-Шунг Ньен Гью группе из пятнадцати монахов, и когда он закончил этот первый цикл обучения, ему предложили снова преподавать учение таким же группам. Но в середине этого второго периода обучения он серьезно заболел и обязанности по обучению взял на себя Лопон Тензин Намдак. Лопон Сангье Тензин умер в 1977 году. Он попросил, чтобы деньги и оставшееся имущество после смерти были потрачены на нужды школы. После его ухода остались учителя Лопон Тензин Намдак и Геше Юндрунг Лангьял. Ринпоче продолжил преподавать Дзогчен. Геше Юндрунг Лангьял, который был Геше Лхарампой (высшая докторская степень в традиции гелуг) как в бонской, так и гелугпинской традициях, обучался в Дрепунге и был главным учителем для двенадцати студентов, специализирующихся на философии Мадхьямаки и логике, необходимой для степени Геше. Цель этой новой Школы Диалектики в Доланджи состояла в том, чтобы сохранить традицию обучения философии (mtshan nyid), впервые установленной и получившей развитие в монастыре Йеру Венсакха, где философский анализ и логика применялись для понимания «До Нгаг Сем сум», то есть учений Сутры, Тантры и Дзогчена. В Таши Менри в Тибете монахи изучали Пять главных Сутр (mdo gzhung lnga) в философии, но все наставления по Тантре и Дзогчен получали индивидуально с отдельными мастерами. Пять главных Сутр — это, на самом деле, пять сборников текстов:
- tshad ma — Цема (тиб.), Прамана (санскр.), или логика и эпистемология;
- phar phyin — Парчин (тиб.), Праджняпарамита (санскр.), или Совершенство Сутр Мудрости;
- dbu-ma — Ума (тиб.), философия Мадхъямака (санскр.);
- mdzod-phug — Дзо-пхуг (тиб.), Абхидхарма (санскр.), или космология;
- 'dul-ba — Дульва (тиб.), Виная (санскр.), или монашеская дисциплина.
В возрожденном монастыре Менри в Доланджи студенты также изучают Тантру и Дзогчен в колледже, а также пять вышеупомянутых главных сутр, которые относятся к уровню учения Сутры. Также в ходе обучения включены светские науки (rig gnas), такие как грамматика, поэтика, астрология, медицина и так далее. В Школе девятилетняя программа обучения, которая готовит ученика к экзамену на степень Геше.
В 1986 году Лопон Ринпоче вернулся в Тибет для посещения Монастыря Менри и других важных монастырей Бон, стремясь вдохновить немногих оставшихся монахов, живущих при китайской оккупации. Он также отправился в Восточный Тибет, включая родной район Кьюнгпо. Здесь он возвел на трон Шераб Гелека (Shes rab dge legs), как нового настоятеля Тенгчен Монастыря и предложил пожертвования на восстановление монастыря, который находился в то время в жалком состоянии. Ремонт и реставрации продолжались долгое время. После Ринпоче впервые спустя 45 лет встретился со своей матерью. Затем он вернулся в Лхасу и прилетел в Чэнду в Китай, чтобы посетить храмы и святую гору Лангчен Гьингри. Через Лхасу он вернулся в Катманду.
Однажды в Непале он пожертвовал все оставшиеся деньги, которые были собраны в Тибете и других местах, на приобретение небольшого участка земли у подножия холма Нагарджуны, к западу от знаменитого холма Сваямбху, в дальнем конце долины Катманду, чтобы построить будущий монастырь Тритен Норбуце (khri brten nor bu rtse). Монастырь был официально основан в 1987 году, а один из его бывших учеников из Доланджи, Геше Ньима Вангьял, был назначен ответственным за стройку. Позже Геше стал первым Кхенпо, или настоятелем нового монастыря. В 1988 году Лопон Ринпоче заразился желтухой, но продолжил регулярные учения, переехав в небольшое здание, возведенное на земле.
Новшеством, которое внес Лопон Ринпоче в бонскую монастырскую традицию и образование, является обсуждение воззрения Дзогчен в сравнении с Мадхъямакой и другими буддийскими философиями. В отличие от традиции ньингма, где передача Дзогчен главным образом происходит в контексте тайных наставлений по медитации, передающихся от мастера к ученику, бонпо развили систему логики и дебатов, конкретно связанных с учением Дзогчен, тем самым, в определенном смысле, выведя Дзогчен из «тайной комнаты» в область открытого обсуждения философских идей. Это вызвало некую критику от лам, принадлежащих к другим тибетским школам. Однако, в 1988 году, Его Святейшество Далай-лама, который сам также хорошо разбирается в Дзогчен и его практиках, посетил школу в Доланджи и был весьма доволен тем, что монахи-бонпо используют дебаты и логику как метод изучения Дзогчен, особенно в отношении других философских систем. С большим удовольствием и энтузиазмом Его Святейшество отметил, что монахи обсуждают различные философские вопросы воззрения Дзогчен.
В 1989 году Лопон Тензин Намдак Ринпоче прибыл на Запад с третьим визитом, на этот раз в Англию, Америку и Италию — по приглашению Дзогчен Общин Намкая Норбу Ринпоче в этих странах. В течение нескольких месяцев Лопон Ринпоче давал западным студентам, заинтересованным в учении Дзогчен, учения из бонских линий передач А-три и Шанг-Шунг Ньен Гью. В Лос-Анджелесе «Центр Исцеляющего Света» щедро оплатил расходы на крайне необходимую госпитализацию, Ринпоче была сделана операция по удалению желчных камней. После этого Лопон Ринпоче полностью выздоровел и перед возвращением в Непал посетил Италию, Рим и Меригар (ретритный центр Намкая Норбу Ринпоче в Тоскане). Лопон Ринпоче вновь пригласили на Запад в марте и апреле ученики Дзогчен Общины, сначала в Бишофсхофен в Австрии, затем в Рим и Меригар в Италии и на юг Девона в Англии. После этого Лопон впервые обучал в Амстердаме в Нидерландах. В это время его сопровождали Геше Ньима Вангьял, первый Кхенпо Тритен Норбуце в Непале. После его возвращения в Непал в августе небольшая группа английских студентов встретилась с Лопоном в Тритен Норбуце, где каждое утро в течение двух часов он давал наставления к тексту по Дзогчен, составленному знаменитым Шардзой Ринпоче (1859‒1933), известным как Кунзанг Ньинтиг (Сердечная сущность Всеблагого). Отредактированные расшифровки этого учения были опубликованы в 1993 году под названием «Капли сердца Дхармакаи».
В октябре он приехал в Нью-Йорк по приглашению Его Святейшества Далай-ламы для участия в посвящении Калачакры и чтобы прочитать лекцию о природе ума, представляющую тибетскую традицию Бон. Для этой лекции Лопон ранее написал текст во время учений в Девоне, который был озаглавлен «Сжатый смысл, разъясняющий Учение Юндрунг Бон» и был опубликован для презентации перед посвящением Калачакры. Он проводил обучение в Нью-Йорке и Амхерсте, штат Массачусетс. После тура по американскому юго-западу и посещения нескольких индейских резерваций, в ноябре он преподавал Дзогчен в городе Кус Бэй штата Орегон. Записи этих учений были опубликованы в 1992 год и в частном порядке распространены в рамках проекта бонских переводов под названием «Учение Дзогчен традиции Бон».
В 1992 году он вернулся из Непала в Доланджи, чтобы принять экзамены на степень Геше и даровать посвящение на Ма Гью, или бонскую Материнскую Тантру, самое обширное из всех бонских посвящений, которое длится неделю. В это же время Лопон возвел на трон Геше Ньима Вангьяла как первого настоятеля Тритен Норбуце в присутствии Его Святейшества Менри Тридзина, действующего главы Менри в Доланджи.
Тем летом Лопон Ринпоче снова посетил Тибет, сначала совершив паломничество в район Лхасы, а затем в регион Нагчу в Кхаме в Восточном Тибете, где он дал много учений и посвящений. Он вернулся в Монастырь Тенгчен в родном районе Кьюнгпо, который был реконструирован с момента его предыдущего посещения в 1986 году. Он оставался в монастыре какое-то время, дав посвящение Маве Сенге и учения Винаи монахам. Он посетил прилегающие районы, а затем вновь встретился с матерью. Затем он вернулся в Лхасу, где купил небольшой участок земли, чтобы построить дом для бонпо, место, где горожане могли бы собираться для религиозных практик.
В 1994 году Лопон Ринпоче снова отправился в Лхасу и Нагчу, но в Китае изменились обстоятельства, и он не смог давать никаких учений и посвящений. Вернувшись в Тритен Норбуце, он совершил освящение нового Лхакханга в монастыре — храма или зала для собраний. В мероприятии принимал участие Его Святейшество Менри Тридзин, который также совершил официальное торжественное открытие монастырских Школы диалектики (шедра) и Школы медитации (друбдра).
В Школе диалектики каждую неделю один монах подвергается тщательной проверке Лопоном Ринпоче, все монахи проходят обучение по программе Геше. Каждый монах в свою очередь задает вопросы испытуемому, включая и самых младших монахов. Это обычное дело для подобного устного экзамена, который длится от пяти до шести часов. В течение года каждый монах два или три раза подвергается такому испытанию. После успешного завершения 13-летней программы Геше, во время заключительной церемонии, монахи награждаются выдающейся степенью Геше представителем Его Святейшества Далай-ламы.
В дополнение к программе получения степени Геше, у Лопон Ринпоче лично обучаются небольшие группы продвинутых практиков Дзогчен, которым он дает ежедневные инструкции по медитации. Лопон Ринпоче также присматривает за воспитанием детей-сирот, которые проходят подготовку и обучение, включающее дебаты, прежде чем поступить на обучение на степень Геше.
В начале 1994 года в резиденции Тритен Норбуце было всего 20 монахов, но после создания Школы диалектики, численность монахов резко возросла. В настоящее время в резиденции более 100 монахов, и новые монахи постоянно прибывают в Тритен Норбуце. Многие приезжают непосредственно из Тибета, другие из Доланджи в Индии, а некоторые из приграничных районов Непала, включая Долпо и Мустанг. В последние годы многие бонпо покидают Тибет и приезжают в монастырь в надежде получить учения от Лопона Ринпоче и других старших монахов.
После Культурной революции в Китае и Тибете в 1960-х годах, доступность бонских учений в Тибете была довольно ограниченной. В конце XX‒начале XXI века монахи могли получать там только учения Сутры, потому что не было квалифицированных учителей, дающих высшие учения по Тантре и Дзогчену. Для бонпо в Тибете были доступны лишь учения по предварительным практикам, медитации шине и стодневной медитации туммо. В результате, чтобы получить полное образование в традиции Бон, монахи и монахини были вынуждены покидать Тибет, чтобы получить эти учения от Лопона Ринпоче. Основная цель создания Лопоном Школы диалектики заключалась в том, чтобы дать хорошее бонское образование монахам в изгнании, которые затем могли бы принести эти знания обратно в Тибет.
С 1995 года Лопон Ринпоче регулярно посещает Европу, даруя учения Дзогчен из традиции Бон, в частности, из линий Шанг-Шунг Ньен Гью и А-три. Он также часто бывал в Соединенных Штатах по приглашению его бывшего ученика из Доланджи, Геше Тензина Вангьяла и других. С 1995 года Лопон Ринпоче регулярно проводит ретриты во Франции каждые весну и лето. Здесь его западные ученики создали Ассоциацию Юнгдрунг Бон, чтобы он мог работать на Западе и, в частности, в Европе. В 2001 году появился план по созданию постоянного исследовательского и ретритного центра по изучению Бона во Франции. Этот проект был реализован летом 2005 года, когда состоялась покупка замка во Франции. Этот институт и ретритный центр теперь известен как Шентен Даргье Линг (gshen bstan dar rgyas gling), что означает «Обитель для распространения учений Будды Тонпа Шенраба».
Из второго издания книги Дж.М. Рейнолдса "Учение Дзогчен традиции Бон"